Студенческие братства в США: как туда попасть, кто в них состоит и чем там вообще занимаются
Статья впервые опубликована в издании «Мел» 09.02.2022.
В американских фильмах часто можно увидеть ритуал вступления в «студенческие братства». Для зрителей из России это одно из самых необычных явлений университетской жизни США. При этом в жизни многих студентов такие сообщества становятся гораздо более важным и ярким опытом молодости, чем сама учеба. Автор книги «Братство на всю жизнь» Дмитрий Борунов рассказывает об истории студенческих сообществ и об их тесной связи с массовой культурой.
Традиционные аристократические братства
Первые студенческие сообщества появились в Йельском университете в XVIII веке: считается, что все началось с литературного и дискуссионного клуба Crotonia, учрежденного в 1738 году, а затем возникли Linonia (1753) и «Братья в Единстве» (1768). С самого начала такие общества строились на основе элитарности, что способствовало росту их престижа. Именно Йель был центром возникновения и развития студенческих объединений в колониальный период и сразу после образования США.
В то время в колледжах учились преимущественно представители элиты: белые мужчины англосаксонского происхождения из богатых протестантских семей, которые часто готовились стать государственными служащими, юристами или врачами. В высшем образовании тогда господствовал подход in loco parentis (лат. «вместо родителя»), согласно которому университеты должны были не только наделять студентов знаниями, но и заниматься их воспитанием. Предполагалось, что в целях развития личности учебное заведение само решает, как наказывать неугодных студентов — вплоть до исключения. Колледжи повсеместно стремились контролировать самые разные аспекты личной жизни студентов, а не только академическую составляющую.
Именно в знак протеста против этого всеохватного контроля и были созданы первые братства: студентам не хватало жизни вне учебы, они больше не хотели чувствовать себя в колледже как в тюрьме. Им было необходимо сообщество, в котором они смогут свободно обсуждать то, что им интересно, — даже если администрация считает эти темы недозволенными.
Конечно, администрация была против наличия независимых и своенравных объединений, поэтому все первые общества были тайными, очень закрытыми и избирательными при приеме новых членов. Администрация колледжей находилась в оппозиции к ним и могла добиваться исключения студентов, вовлеченных в тайные объединения.
Для своих названий «братства» стали использовать буквы греческого алфавита
Дело в том, что в Северной Америке конца XVIII — начала XIX века действовала классическая модель образования, основанная на изучении древнегреческого и латинского языков. При этом древнегреческий считался более престижным, потому что латынь массово преподавали даже в школах. Так братства стремились даже названием показать, что они объединяют молодую образованную элиту.
Вероятно, самым популярным фильмом, в котором упоминаются студенческие братства и который передает изначальный мотив для создания таких объединений, стало «Общество мертвых поэтов». Устав от жесткой дисциплины и тотального контроля со стороны администрации школы, учащиеся создают тайное общество, в котором могут общаться свободно, веселиться и ближе узнавать друг друга.
«Большая тройка»
Со временем студенческая самоорганизация в форме братств распространилась и на другие наиболее престижные университеты США, которые принято называть Лигой плюща. Очень часто такие сообщества возникали на почве того, что группу амбициозных молодых людей не приняли в одно из существующих обществ и тогда они отправлялись создавать свое собственное, чтобы составить конкуренцию тем, кто их отверг. Именно так, по одной из версий, возникло легендарное братство «Череп и кости» в Йеле в 1832 году. Вторая версия гласит, что студенты разочаровались в другом братстве — Phi Betta Kappa, которое под давлением антимасонских настроений отказалось от секретности и потеряло элитарный статус.
В 1841 году студенты, которых не приняли к себе «Череп и кости», создали тайное общество «Свиток и ключ». Наконец, в 1883 году было создано общество «Волчья голова», опять же основанное студентами, которым не посчастливилось пройти ни в «Череп и кости», ни в «Свиток и ключ».
Вместе эти три тайных общества составили неофициальную «большую тройку» самых престижных студенческих обществ Йеля. Они ввели наиболее строгие критерии приема, стремясь объединить исключительно высший слой молодой американской элиты. Даже на фоне других элитарных братств они выделялись тогда и продолжают выделяться сегодня. Через эти братства прошли многие видные представители политического, экономического и культурного бомонда США.
Кризис и «дикие» годы братств
Важной вехой в борьбе с давлением администрации на студентов стал судебный процесс «Диксон против штата Алабама» в 1961 году. Апелляционный суд Соединенных Штатов постановил, что Алабамский государственный колледж не может отчислять студентов по собственному желанию без надлежащей правовой процедуры.
Студенческие протесты конца 1960-х годов и борьба за освобождение от чрезмерного контроля со стороны университетов дали свои плоды. Отношения университетов и студентов перешли на более равноправные принципы: теперь между студентом и университетом появился контракт на преподавание знаний, а остальные сферы жизни студентов выводились из сферы влияния руководства учебных заведений. Также администрация не могла самовольно проникать на частную территорию домов «греческих букв», а сами братства были только рады выпроводить представителей университетской администрации, хотя до прихода молодого и более «дикого» поколения студентов те часто были постоянными гостями на многих тайных собраниях. Доктрина in loco parentis осталась в прошлом.
При этом братства и сестринства продолжали сохранять ритуалы, традиции, некоторый консерватизм, элитарность, стремление объединить молодой истеблишмент — и в то же время легкомыслие и привычку дурачиться и веселиться. Но их престиж был подорван, количество желающих вступить заметно снизилось. К новым условиям пришлось адаптироваться — стать менее закрытыми и элитарными. Именно тогда изменился и образ члена братства: на смену строгому костюму пришли толстовка и бейсболка в цветах университета.
С окончанием бурных 60-х братства вошли в новую эру, которую называют темными годами — с начала 1970-х до середины 1990-х годов. На это время их популярность упала, дома нередко пустовали, а многие филиалы по всей стране были закрыты. Они стали гораздо меньше времени уделять развитию ценностей, способностей и личностей своих членов. Многие из новичков были гораздо менее обеспечены, чем привыкли видеть «греческие буквы».
Красивые слова про личностный рост при поддержке верных друзей стали все реже подкрепляться реальными действиями. В это время закрепляется негативное клише frat boy (парень из братства), которым обозначают типичного члена такого сообщества — молодого человека, который ведет себя шумно или глупо, считает, что он лучше всех, много пьет и ничего толком не делает.
От элитных клубов до подполья
Интерес к братствам начал возвращаться только к 1980-м годам, и большую роль в этом сыграло кино. В 1978 году на экраны вышла культовая комедия «Зверинец» («Animal House»), рассказывающая о жизни братства в стенах университета.
По сюжету два первокурсника не смогли попасть в престижное студенческое братство Omega Theta Pi, которое объединяло выходцев из богатых семей. Зато их охотно встретили в братстве Delta Tau Chi — полной противоположности «Омеги». В этом братстве состояли «отбросы», которых не принимало к себе ни одно братство в кампусе: пьяницы, отстающие в учебе, нелепые и высмеиваемые другими студентами, с большим количеством дисциплинарных взысканий, занимающие полуразвалившийся особняк в противовес роскошному дому «Омеги».
Члены «Дельты» разрушали привычные устои братств, доводя их ритуалы до абсурдных крайностей. Например, священный ритуал отбора новых участников превращался в простую пьянку с бросанием пивных банок в лица потенциальных кандидатов на экране проектора. Герои «Зверинца» были членами братства только формально — на деле они продолжали традицию контркультуры и высмеивали исключительность и элитарность, обычно ассоциируемые с братствами.
В самом конце фильма зрители узнавали, как сложилась жизнь героев фильма. Все члены «Дельты», то есть те самые «отбросы», добились успеха в самых разных областях, в то время как участники престижного братства, напротив, не добились ничего и стали неудачниками. После этого фильма члены многих американских братств стали пародировать увиденные дикие выходки, а массмедиа подхватили этот образ.
Из аристократических гнезд дома братств понемногу становились местами самых разнузданных развлечений
Законодатели из Конгресса усилили этот тренд: в 1984 году они подняли минимальный возраст распития спиртного. Это подтолкнуло молодых людей «уйти в тень» — на этот раз с новыми веществами и еще большим по сравнению с 1960-ми годами сексуальным раскрепощением.
Дома братств стали своеобразным подпольем, в которое стекались молодые люди в поисках отрыва, свободы и удовольствий. Братства представляли соблазнительный парадокс: это были места, где несовершеннолетние могли совершать незаконные или аморальные поступки — и на все это администрация чаще всего закрывала глаза.
«Греческие буквы» на рубеже тысячелетий и сегодня
Последствия студенческих вечеринок становились все тяжелее. Университетам приходилось как-то реагировать, и им оставалось только одно — идти в суд. Без страхового покрытия несчастных случаев и законодательного ограничения максимальной суммы выплат при ущербе братства оказались в проигрышной позиции. Они снова столкнулись с серьезной угрозой своему существованию: один-единственный инцидент мог похоронить целое сообщество.
Описанные выше проблемы могут создать впечатление, что любой вменяемый родитель будет всеми силами ограждать своего сына или дочь от вступления в ряды студенческого братства или сестринства, а сами студенты должны с опаской относиться к таким организациям. Количество членов братств и правда снова упало в 1990-е годы из-за усилившейся критики в их адрес. Однако, несмотря на особое внимание ко всем упомянутым выше проблемам, в какой-то момент популярность «греческих букв» снова начала расти. Уже в 2002 году мужские братства отчитались о 350 000 активных членах в своих рядах.
В 2000 году на экраны вышел фильм «Черепа», рассказывающий о бедном студенте-сироте, который получил стипендию в элитном университете и мечтал стать юристом. Он усердно учится и занимается греблей, завоевывает первое место в университете. За его успехи ему предлагают вступить в свои ряды «черепа» — члены тайного и самого элитного студенческого сообщества. Разумеется, вдохновением здесь служили реальные «Череп и кости».
Даже первая стадия отбора в «Черепа» была срисована со слухов о том, как это выглядит у «черепов» настоящих. Например, герой должен был украсть артефакт с крыши дома конкурирующего тайного общества. Девизом участников этого общества в фильме была фраза «Черепа превыше всего», а на стене их дома было крупными буквами написано слово «ВОЙНА». Уже на стадии отбора главный герой приходил к выводу, что эти люди готовы даже на убийство во имя своей организации.
Несмотря на неприглядные испытания и даже унижения в процессе отбора, членство в студенческом братстве все еще было очень престижным, а конкуренция при отборе становилась с годами только жестче.
В каком-то смысле член «греческих букв» — идеал студента, ведь это люди с преимущественно высокой успеваемостью и достижениями в спорте. Часто при отборе учитывается даже привлекательная внешность, ведь студент становится лицом всего сообщества. Члены братств занимают руководящие посты в кампусе, занимаются административной работой и стремятся стать лидерами студенческой самоорганизации. Большинство интересных инициатив в любом университете не обходится без их участия. Они организуют самые интересные мероприятия и вечеринки, заводят полезные знакомства.
Тенденция к росту наблюдается и в сестринствах. Например, The National Panhellenic Conference (самая большая зонтичная организация сестринств), объединяющая группу из 26 организаций, заявила, что за прошедшее десятилетие количество посвященных членов выросло с 80 тысяч до 140 тысяч человек в год. Сегодня в рядах организации состоит более 418 тысяч активных членов. В 2016 году в ходе исследования в Калифорнии 12,8% всех первокурсников заявили, что планируют присоединиться к братствам и сестринствам. Это примерно на 2% больше, чем годом ранее.
Что дальше
Если учесть, насколько сильно изменилось положение дел в братствах и сестринствах со времен, когда укоренились описанные стереотипы, может показаться, что клише, которые все еще используются в кинематографе про «греческие буквы», в значительной степени устарели. Во всяком случае точно можно сказать, что они актуальны лишь для части братств и сестринств. Но доля таких сообществ продолжает снижаться благодаря работе самих «греков», усилиям администрации университетов и зонтичных организаций братств и сестринств.
Можно сказать, что сегодня «греческие буквы» ждут фильма, который отразит их новое состояние — с гораздо меньшим содержанием тех негативных черт, за которые их критикуют — и покажет их активное участие в жизни американского общества через благотворительность и другие социальные проекты.
Возможно, следующим культовым фильмом о братствах станет лента, героями которой станут парни и девушки, ловко подрывающие жестокие традиции ритуальных унижений, гомофобии и насилия. Так или иначе, если статус-кво уже давно изменился, в массовой культуре должны найти отражение и те, кто его изменил. Думаю, нам стоит ждать фильмов именно с такими героями.