Как я наблюдал на выборах

Гражданское общество 21 сент. 2021 г.

Я думал, что ДЭГ — это такая палочка-выручалочка на случай провала самых важных кампаний. В 2024 году, например, или каких-то ещё. Когда нужно срочно рисовать результат, иначе этому режиму совсем коллапс. А в остальном: ну «подкрутят» где-то, ну сфальсифицируют в рамках привычного, но до по-настоящему критической ситуации ДЭГ не будут слишком сильно дискредитировать.

В 2019 и 2020 его уже использовали "как надо" (например, случай с Романом Юнеманом), но в целом применение ДЭГ не выглядело как 100% рисовка, и его даже можно было назвать отчасти правдоподобным ("все лояльные бюджетники голосуют онлайн, поэтому и результаты такие").

Оказалось, что ДЭГ — это не на крайний случай, а новая реальность для всех и везде. Потому что при такой низкой поддержке ЕР на участках вбрасывать достаточно много уже просто не выйдет (только в электоральных султанатах, но их не так много на всю Россию). Теперь как никогда справедливо сказать, что результаты выборов в РФ будут просто рисовать. Не важно как проголосуют на участках и как это посчитают: любой "живой" результат будет "скорректирован" как угодно через ДЭГ.

Самое неприятное сейчас — не понятно, что с этим делать в электоральном смысле (ведь выборы — инструмент легальных и плавных перемен, а не «слома» в какой угодно форме). До этого было как: когда-нибудь мы соберем достаточно политически активных и ответственных граждан, готовых прийти голосовать, достаточно наблюдателей, чтобы пресечь нужное кол-во фальсификаций, и тогда получится изменить расклад политических сил. Как минимум в отдельно взятом регионе или округе (и УГ это доказало). Теперь, до уничтожения ДЭГ, это просто невозможно — хоть в Чечне, хоть в центре Москвы.

До отмены ДЭГ любые выборы в РФ — полная фикция, даже если каким-то чудом зарегистрироваться в качестве кандидата и получить большинство голосов. А его еще будут раскатывать на всю страну, думаю, вплоть до муниципального уровня.

А запрос на изменения пытаются гасить административными партиями, допускаемыми в Думу и на другие уровни, у которых субъектость не "почти ноль", как у привычных системных, а просто ноль. В итоге почти мертвые институты будут деградировать еще сильнее, а новых "живых" политиков больше не станет.

Какой-то ответ мы на это найдем и политические кампании вести не перестанем, хотя бы чтобы политизировать тех, кто до сих пор равнодушен. Но вот только кажется, что для многих он будет связан с заметной радикализацией. И это совсем не то, что нужно здоровому гражданскому обществу.

Хорошая новость — нынешняя власть точно потеряла поддержку, и даже фальсифицировать на местах, а не "по кнопке", уже не может. Плохая — отдавать власть постепенно и в цивилизованной форме там не планируют.

Итог: изменения все равно будут, потому что не может вечно удерживать власть группа лиц с поддержкой 20% населения или меньше (она продолжит падать). Вот только вероятность передачи власти мирным и безопасным для страны путём становится ещё меньше.

P.S. На фото я после суток с лишним непрерывной борьбы за голоса жителей моего района в качестве члена комиссии с ПСГ (глаза шире уже не открывались). Вбрасывали через "надомников", но зачем теперь вообще эти шалости, когда есть ДЭГ? Участок, кстати, был в местной ментовке, так что к новой реальности я начал привыкать прямо в день выборов.

Теги